Доступная среда

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в Автономной некоммерческой организации высшего образования «Новый гуманитарный институт»  (далее Институт) имеет целью:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, работников и обучающихся Автономной некоммерческой организации высшего образования «Новый гуманитарный институт»;
  • наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
  • прохождение обучающимися и работниками Автономной некоммерческой организации высшего образования «Новый гуманитарный институт» в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе в других медицинских организациях;
  • проведении санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий для работников и обучающихся Автономной некоммерческой организации высшего образования «Новый гуманитарный институт».

Обеспечение социально-психологической поддержки и помощи обучающимся осуществляется по следующим направлениям:

  • содействие адаптации обучающихся первого курса к условиям обучения в Институте;
  • консультирование преподавателей по оказанию помощи обучающимся первого курса в адаптационный период;
  • выявление и психологическая помощь плохо адаптированным обучающимся;
  • выявление внутригруппового статуса и социальной роли обучающихся;
  • проведение профориентационной диагностики;
  • осуществление коррекции асоциального поведения обучающихся;
  • содействие творческому развитию одаренных обучающихся;
  • индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении обучающихся;
  • оказание психологической помощи и поддержки, обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
  • консультирование преподавателей Института и родителей по проблемам индивидуального развития обучающихся;
  • консультирование обучающихся по вопросам обучения, жизненного самоопределения и трудоустройства, проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • проведение специальных мероприятий (семинары, лекции, курсы и т.п.) для обучающихся старших курсов по проблемам и технологиям трудоустройства.
  • организация поощрения обучающихся Института за достижения в учебе и внеучебной деятельности;
  • консультирование обучающихся по социальным вопросам.

Проводятся мероприятия по профилактике наркотической, алкогольной и иных видов зависимостей, профилактике ВИЧ-инфекции, а также профилактике правонарушений среди студентов Института.

Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Институте нет.

Все условия для приема и  обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу в Институте имеются.

В целях организации приема лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год из числа членов Приемной комиссии назначается Казанцев С.А.,  имеющий соответствующее повышение квалификации по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.  

Обеспечение специальных условий для доступа в помещение приемной комиссии и проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с   ежегодно утверждаемыми правилами приема. Доступность помещения приемной комиссии обеспечивается специальными техническими средствами и его расположением на 1 этаже здания.

При проведении вступительных испытаний предусмотрено создание специальных условий в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья по 5 группам:

  • для слепых;
  • для слабовидящих;
  • для глухих и слабослышащих;
  • для слепоглухих;
  • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей.

Ответственность за организацию специальных условий и проведение вступительных испытаний для лиц ограниченными возможностями здоровья несет Ответственный секретарь приемной комиссии Казанцев С.А.

Все сотрудники и преподаватели Института прошли повышение квалификации по программе «Образовательная деятельность педагогических и научно-педагогических работников по организации инклюзивного образования (пространства) лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в профессиональных образовательных организациях».

В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Институте на 1 этаже создана безбарьерная среда для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сайт Института имеет версию для слабовидящих.

Все обучающиеся в Институте, в том числе лица с ограниченными возможностями и инвалиды, обеспечены доступом к электронным библиотечным системам «Университетская библиотека онлайн».

В соответствии с задачами предоставления услуг инклюзивного образования ЭБС «Университетская библиотека онлайн» имеет дополнительные инструменты использования платформы, в частности, увеличение размера текста (крупный шрифт), выбор цветовой  гаммы оформления и изменений других параметров, важных для восприятия текстов, изображений и структуры сайта лицами с проблемами зрения. Пользователям предоставляется полноэкранный режим чтения книги, возможно озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа, например, «Balabolka», Jaws.

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» согласно ГОСТ 52872-2012 «Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» соответствует уровню доступности «А», поскольку позволяет инвалиду по зрению получить доступ к Интернет-ресурсу без потерь информации.

В Институте создана и функционирует Электронная информационно-образовательная среда  (ЭИОС), которая обеспечивает доступ обучающихся всех категорий, в том числе лиц с ОВЗ, к актуальной и полной информации о ходе, условиях и результатах образовательного процесса, учебным материалам и нормативным документам.

Личный кабинет обучающегося   обеспечивает:

  • доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
  • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
  • формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

 

На официальном сайте Института   выложены нормативно-локальные материалы, регламентирующие деятельность Института по организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Приказ о назначении ответственного за развитие инклюзивного образования в Автономной некоммерческой организации «Новый гуманитарный институт»

Положение о Центре инклюзивного образования

Приказ № 04/ОД от 02 сентября 2016 года «О повышении эффективности работы по профессиональной ориентации и созданию условий инклюзивного образования»

Положение об организации обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  (Приложение к Приказу № 04/ОД от 02 сентября 2016 года)

Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Автономной некоммерческой организации высшего образования «Новый гуманитарный институт»

Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Автономной некоммерческой организации высшего образования «Новый гуманитарный институт», в том числе оснащенности образовательного процесса

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов

План (Дорожная карта) развития инклюзивного образования в Автономной некоммерческой организации высшего образования «Новый гуманитарный институт» на 2021 год

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения Автономной некоммерческой организации высшего образования «Новый гуманитарный институт»

 

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Входная зона:

  • пандус для колясок, оборудованный двухсторонними двухуровневыми перилами;
  • беспроводная кнопка вызова помощника;
  • контрастная информационная табличка с названием организации Автономная некоммерческая организация высшего образования «Новый гуманитарный институт» и графиком работы;
  • контрастная маркировка входной группы с указанием доступности по видам нозологий;
  • лестница, оборудованная двухуровневыми перилами;

Внутренняя часть здания:

  • контрастная маркировка лестничных маршей;
  • контрастная нумерация помещений;
  • мнемосхемы занимаемых помещений и путей эвакуации;
  • громкоговоритель (звуковой маяк для слабовидящих).

Отдельный санузел, оборудованный для инвалидов и лиц с ОВЗ (1-ый этаж):

  • расширенный дверной проём;
  • опорное устройство с поддержкой спины для унитаза;
  • крючок-держатель для МГН;
  • опорный поручень для умывальника;
  • накладка на унитаз для инвалидов;
  • беспроводная кнопка вызова помощника;

Учебные аудитории и приемная комиссия:

  • правила приема в Институт на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата увеличенным шрифтом;
  • инструкция по порядку проведения вступительных испытаний увеличенным шрифтом;
  • компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых оборудованный клавиатурой со шрифтом Брайля;
  • портативная документ-камера DOKO DS08MU.

 

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации и материально-технических условиях для людей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов

Наличие доступа: Да

В том числе наличие

Пандусов: Да

Подъемников: Да

Поручней: Да

Расширенных дверных проемов: Да

Лифтов: Нет

Имеется оборудованный санузел на 1 этаже для инвалидов и ЛОВЗ (поручни, расширенный дверной проём)

 

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными сложностями здоровья

Институт располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов аудиторных занятий, практической подготовки, научно-исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных образовательными программами. Обучающиеся имеют доступ к лабораторной базе, компьютерному классу, аудиториям, оборудованным мультимедийной техникой. Образовательный процесс обеспечен наглядно-дидактическими материалами: тематическими демонстрационными стендами, плакатами, наглядными пособиями и т.д., которые демонстрируются в т.ч. посредством информационно-телекоммуникационных сетей.

Лекционные занятия проводятся в аудиториях, укомплектованных техническими средствами обучения, мультимедийным оборудованием: экранами, проекторами, ноутбуками.

Для всех обучающихся обеспечен неограниченный доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, к ресурсам электронных библиотечных систем и другим материалам, обеспечивающим реализацию образовательных программ через электронные информационные ресурсы.

К электронным библиотечным системам обеспечен индивидуальный неограниченный доступ каждого обучающегося.

Воспитательная работа в Институте направлена на:

  • создание единой комплексной системы воспитания обучающихся, отвечающей по содержанию, формам и методам требованиям государственной политики в области образования и воспитания молодёжи;
  • модернизация традиционных, поиск и разработка новых форм, приемов и методов воспитательной работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов;
  • создание оптимальных условий в вузе для развития и самореализации личности обучающихся, оказание им помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта;
  • повышение культурного уровня студентов института;
  • организация позитивного досуга студентов, поддержка талантливой молодежи, развитие творческого потенциала у обучающихся в институте;

Основными средствами воспитания в Институте являются:

  • общение как средство воспитания: непосредственное, в форме прямых контактов преподавателя и обучающегося в процессе учебных занятий; индивидуальные беседы и консультации, а также опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на обучаемого, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться:
  • патриотическое воспитание — мероприятия, посвященные Дню Победы, участие в акциях, встречи с ветеранами, помощь ветеранам;
  • учение как средство воспитания
  • учение как деятельность обучающегося, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к умственному труду и явлениям окружающего мира
  • умственное воспитание студентов Институте осуществляется посредством учебных занятий и их участием в научных конференциях, в работе студенческих научных кружков и обществ.

Кроме того, средства воспитания включают в себя:

  • систематическую работу по профилактике правонарушений обучающихся;
  • систематическую работу по профилактике несчастных случаев обучающихся;
  • организацию и создание условий для осуществления профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся;
  • организацию пропаганды здорового образа жизни;
  • систематическую работу по профилактике и запрету на курение, потребление алкогольных напитков, наркотических веществ;
  • организацию и проведение различных культурно-массовых мероприятий совместно с советом обучающихся.

Институт имеет возможность обеспечивать сопровождение вступительных испытаний для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. При проведении вступительных испытаний создаются специальные условия, включающие возможность выбора формы вступительных испытаний, возможность использовать технические средства, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.

Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья при необходимости разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. При составлении индивидуального учебного плана учитываются особенности и образовательные потребности конкретного обучающегося. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается особый порядок освоения дисциплин по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; при необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом требования их доступности, а также рекомендаций медико-социальной экспертизы относительно условий и видов труда.

Инвалидам обеспечена возможность свободного доступа к электронным библиотечным системам, с которыми заключены договоры.

Институт обеспечен материально-техническими условиями, обеспечивающими возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов в аудитории, туалетные комнаты и другие помещения, а также пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов).

На сайте Института имеется специальный раздел об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Имеется версия официального сайта Института для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ОВЗ по зрению).

Сведения о специальных условиях охраны здоровья

В Институте поддерживается необходимый воздушно-тепловой режим, ежедневно проводится проветривание помещений и влажная уборка. Строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм в отношении освещения учебных аудиторий. Для организации питьевого режима в Институте установлены кулеры с водой.

На протяжении всего периода обучения в Институте ведется деятельность по охране здоровья обучающихся. В комплекс мероприятий по охране здоровья обучающихся включены следующие мероприятия:

  • проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий;
  • организация диспансеризации обучающихся;
  • соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности);
  • создание благоприятных, психолого-педагогических условий образовательной среды (благоприятный эмоционально-психологический климат; содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации; формирование командной работы и т.д.);
  • организация тематических встреч, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни
  • учет индивидуальных особенностей развития обучающихся при организации образовательного процесса;
  • организация и проведение в группе мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся;
  • организация и проведение в группе мероприятий по профилактике травматизма на транспорте;
  • организация и проведение в группе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма.

Деятельность по охране и укреплению здоровья, а также психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает в себя:

  • медицинские профилактические осмотры;
  • индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, педагогов и родителей.

Комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите обучающихся проводится в соответствии с планом воспитательной работы.

Для организации общественного питания обучающихся и сотрудников в Институте имеются столовая в учебном здании.

Осуществляется охрана Института, включающая следующие аспекты:

  • разработан и утвержден Паспорт безопасности;
  • организован контрольно-пропускной режим, обеспечивающий безопасное пребывание людей в здании;
  • разработаны планы и схемы эвакуации персонала и людей из учреждения при пожаре и угрозе возникновения и совершенном террористическом акте;
  • проводятся занятия с обучающимися по изучению правил поведения в ситуациях криминогенного характера и при угрозе террористического акта;
  • проводится инструктаж персонала и обучающихся, который фиксируется в журналах инструктажа;
  • разработаны инструкции по действию при угрозе террористического акта и пожара;
  • проводятся личные беседы с обучающимися по поводу выявления экстремистских наклонностей, агрессивности, воспитания толерантного поведения.

 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Студенты Автономной некоммерческой организации высшего образования «Новый гуманитарный институт» могут воспользоваться сетью Wi-Fi института для доступа к библиотечным системам  и  Интернет ресурсам.

Информация о компьютерных классах

Все ПК оснащены современным набором программного обеспечения, содержат более 50 пакетов постоянно обновляемых лицензий в зависимости от требований и решаемых задач. 

Для студентов с ОВЗ обеспечен доступ к учебно-методической документации, электронным учебникам, электронным библиотечным системам, рабочим программам по каждой дисциплине в соответствии с учебными планами.

Доступ инвалидов и лиц с ОВЗ к фондам учебно-методической документации осуществляется с компьютеров читальных залов библиотеки, компьютерных классов и удаленно через сайт института, обеспеченных оборудованием, приспособленным для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Пользователям библиотеки (инвалидам и лицам с ОВЗ) предоставлены следующие информационные ресурсы:

  • доступ к российским академическим журналам через портал научной электронной библиотеки (НЭБ) e-LIBRARY;
  • доступ к электронной библиотеке диссертаций РГБ;
  • доступ к Национальной  электронной библиотеке  (НЭБ)
  • доступ к справочно-правовой системе «Гарант»;
  • доступ к учебно-методической документации кафедр (УМК, рабочие программы, программы ГИА, программы практик, методические указания по написанию курсовых, контрольных работ и т.д.).

 

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронные ресурсы, доступные обучающимся

Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты.

Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежития, интернаты

В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты.